Патриотическое воспитание как условие социализации личности

Заместитель директора по воспитательной работе

Андриенко Елена Валерьевна

 

В наши дни вновь актуальной становится проблема патриотического воспитания. Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с негативных позиций исторического прошлого нашей Родины.

У многих представителей молодого поколения, которое выросло в эти годы, сформировалось не всегда объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране, и людях - участниках этих событий. Пожалуй, только школа оставалась единственным островком, где пытались воспитать подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание одним из основных направлений воспитательной работы нашей школы № 15 было и остается «Мое Отечество», в основе которого лежит гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Это связано, в первую очередь, с тем, что более 25 лет назад у нас был образован поисково-патриотический отряд. За более чем двадцатилетнюю историю существования через его стены прошли многие поколения наших учеников. И когда они встретились, чтобы отметить пятидесяти пятилетний юбилей школы, то, прежде всего, вспоминали экскурсии по родному краю, встречи с интересными людьми, знавшими историю края, поездки по области и многом другом, что традиционно связано в их памяти со школьными годами.

Мы считаем, что патриотическое воспитание - это воспитание уважения к традициям своего народа, страны, города и даже школы, в которой ребенок учится. В нашей школе тоже есть традиции, которые мы храним и передаем от одного поколения учащихся к другому. Целью воспитательной работы школы является - Воспитание гражданина своего Отечества. На пути к достижению поставленной цели, школа решает следующие воспитательные задачи:

  1.  Формировать высокое патриотическое сознание, формировать у детей сознание «Я – Россиянин».
  2.  Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
  3. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
  4.  Формировать уважение к членам семьи, формировать понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
  5. Активизировать взаимодействие семьи и школы, через активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  6.  Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
  7.  Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
  8.  Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
  9. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Составлена целевая программа по этому направлению. По поставленным задачам исполнителями воспитательного процесса составляются планы работы на год. Созданы два поискового отряда и волонтерский (на базе детского школьного объединения «Олимп») Цель поисковой работы - собрание краеведческого материала по истории родного края. Привитие навыков научно-исследовательской работы с использованием многообразия методов и форм самостоятельной и практической деятельности. Развитие умений анализировать исторические источники, выбирать и систематизировать главное.

           Большую работу, совместно с выставочным залом «Музей» провели ребята из поискового отряда «Поиск». Они собирали информацию о Герое Советского Союза Хорькове М.Г. Множество встреч, поездок,  запросов в различные ведомства кропотливое оформление исследовательской работы по Герою Советского Союза Хорькову М.Г. к 65-летию Победы, победа на городской научно- практической конференции «Школьный университет». Собран весь архивный материал на Героя, составлена наиболее точная биография и все это передано в выставочный зал- музей г.Калтан, для издания Книги памяти о Героях-Калтанцах. На данный момент эта книга издана.

Приблизительно два десятилетия назад одной из основ воспитания было воспитание на примере героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны. Поэтому к празднику 9 мая члены детского школьного объединения, совместно с классными руководителями  планируют мероприятия, посвященные этой дате. Готовят литературно-музыкальные композиции, ярко и эмоционально рассказывающие о тех далеких уже днях, проводят конкурсы инсценированной песни тех лет, организуют концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне нашей школы, встречи с людьми, которые помнят трудное военное время.

Весь 2009-2010 учебный год школа работала в этом направлении, в преддверии юбилея Победы в Вов. Классные часы, литературные огоньки, беседы в основном были посвящены Великой войне 1941-1945, у всех классных руководителей была использована различная тематика. («Пусть не будет войны никогда», «Кузбасская стрелковая дивизия», «Взятие Берлина», «Подвигу народа жить в веках», «Наши земляки на полях войны», «Они дошли с победой до Рейхстага», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» и т.д.)

 На базе семи губерний (6-9классов) силами детского школьного объединения «Олимп» создали отряды волонтеров. Ребята оказывали посильную помощь ветеранам Вов и труженикам тыла (уборка квартир, очистка дворов от снега, набирание угля, походы в магазины и аптеки, чтение газет и писем, поздравление к праздникам, приглашение в школу на встречи, чествование их с 9 мая, организация двух экскурсий по городу Калтан на школьном автобусе, изготовление подарков, открыток своими руками и соответственно дарили ветеранам и труженикам тыла, участие в Акции «С добрым утром, ветеран!»).

В апреле проявили инициативу и подключились к этой ответственной работе 2б, 4а, 3б, 4б классы - ребята взяли шефство над тружениками тыла.

 Учитель технологии организовала ребят на изготовление сувениров ко Дню победы, дети изготовили около двух сот  сувениров.

Приняли участие во всероссийском  конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь!», в областном фотоконкурсе «Великой Победе – 65 славных лет!», в областной научно- практической конференции исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений «Истоки», во всероссийском литературном конкурсе, организованным международным союзом общественных объединений книголюбов отправив сочинение «Мой дед в битве за Москву». 

 Кроме подготовки ко Дню победы есть и другие не менее значимые мероприятия.

- Учителем истории и членами ДШО «Олимп», во время акции «Мы - граждане России»  традиционно оформляется  выставка государственных символов, наград, памятных дат, подбирается материал и готовится Агитбригада с информацией о Дне народного единения.

- Социальным педагогом организуются  встречи  с инспектором ОДН «О правах и обязанностях».

- Заседание «Круглого стола» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами «Что такое толерантность?». Классные руководители знакомят учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

- Ко Дню пожилого человека руководителем поискового отряда «Патриот» Караваевой Н.В. и членами отряда была составлена и проведена экскурсия по родному городу Калтан, на которую были приглашены ветераны педагогического труда, после которой ветеранов в школе ждал праздничный стол.

- Традиционно, силами детского школьного объединения «Олимп» организуется праздничный концерт «Для милых мам», на который традиционно были приглашаются мамы, бабушки и ветераны педагогического труда.

- Интересно проходит конкурс рисунков  «Мама милая моя». Ребята младших классов рисуют на уроках ИЗО и дома, портреты своих мам; обучающиеся среднего звена составляют проекты о мамах, выпускают стенгазеты. 

- Очень интересно проходит Экскурс «Всем этим мой народ велик» учитель истории знакомит обучающихся 5,7,9 классов с Конституцией Российской Федерации.

- Правовой тренинг «День конституции». Мероприятие проходит в форме тренингового занятия, где ребят ознакомят с правами человека, что такое организация ООН и с обязанностями гражданина РФ, ответственный социальный педагог

        Члены ДШО «ОЛИМП», в прошедшем учебном году оказали посильную помощь в приобретении Новогодних подарков малоимущим детям города.

Просматривается воспитание гражданственности через участие детей в Акциях «Осенний десант», «Весенняя неделя добра», «Милосердие»; через работу волонтерского движения детей по очистке родников, уборке территории п.Постоянный и о.п.412 км.; усилиями ДШО «Олимп», ребятами начальной школы и их родителями каждую зиму организуется «Столовая для птиц».

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Самоуправление дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. Ученическое самоуправление в образовательных учреждениях обеспечивает:

  • Формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;     
  • Участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением;
  • Осуществление социально значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;
  • Осуществление культуросообразной деятельности школьников.

          Цель школьного объединения «ОЛИМП»:

Подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание гражданина Отечества.

           Задачи:

  1. Включить всех членов ДШО «ОЛИМП» и                                                                       педагогов школы в общую заботу друг о друге.

 2.   Воспитывать любовь и уважение к и природе родного края.

3.Формировать мотивацию членов ДШО  «ОЛИМП» на здоровый образ жизни.

4.Содействовать повышению образовательного уровня членов ДШО «ОЛИМП».

Как  видим из выше перечисленного, что задачи школы и задачи детского школьного объединения перекликаются. Все участники ДШО «ОЛИМП» задействованы в активной жизни нашей школы. Во всех школьных и городских мероприятиях ребята раскрывают свои таланты, стараются показать себя с лучшей стороны, много проводят времени в школе на репетициях, кастингах, на собраниях ДШО «ОЛИМП», все члены школьного объединения заняты полезным делом.  

Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Конечно, я не могу перечислить всех мероприятий, которые проходят в рамках направления «Мое Отечество». Мы думаем, что все эти мероприятия оставляют след в душах наших учеников.      

Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.

Любовь к Родине - это и любовь к искусству родного народа. Но мы с вами знаем, что молодежь редко проявляет интерес к народным песням, танцам, играм, обрядам.

И мы считаем своим долгом воспитывать у наших учеников уважение к народному творчеству. Этому способствуют праздники фольклора «Мы дети разных народов», концерты художественной самодеятельности, занятия в кружках.

Для нас патриотическое воспитание неразрывно связано с изучением истории родного края. Ведь любить - значит знать и понимать. Как можно любить то, чего не знаешь? Мы стремимся дать нашим ученикам наиболее полное представление об истории родного города и области. Эта тема звучит и на уроках, и на классных часах, и на педсоветах, и на семинарах разных уровней, проводимых в нашей школе.

Поисковый отряд «Поиск» уже на протяжении двух лет занимается поиском материала и предметов быта коренных жителей – шорцев. Уже набран определенный материал и планируется его оформление в 2010-2011 учебном году.

Цель этой работы - воспитать у школьников гордость за свою Родину, ведь нам есть, чем гордиться. Ежегодно в нашем городе  проводятся краеведческие викторины, конкурсы. Наша школа активно участвует в них.

Переоценить значение этой работы трудно, так как ребята узнают очень много нового о событиях истории, историю улиц и архитектурных памятников родного города, о знаменитых людях, которые жили и работали здесь.

Особое значение имеет воспитание у школьников любви к Отчизне, преданности ей, готовности службе в армии, систематическое использование разнообразных физических упражнений, развивающих военно-прикладные навыки и умения.

Такая работа по воспитанию патриотизма ежегодно проводится с учащимися МОУ ООШ № 15 в ходе месячника военно-патриотического воспитания.

Готовясь к проведению военно-патриотического месячника в этом учебном году, мы провели среди учащихся 7-9-х классов мини-опрос из трех вопросов:

Что такое патриотизм?

Кто такой патриот?

Считаешь ли ты себя патриотом?

Ответы учащихся превзошли наши ожидания, рассеяли опасения, что наши дети не имеют представления о патриотизме.

Почти все учащиеся 7-го класса, большинство девятиклассников ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.

И многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину. Вот ответы некоторых ребят:

* Патриотизм - это чувство, свойственное почти всем людям, оно выражает любовь к Родине, готовность погибнуть за нее, изменить в ней что-то к лучшему.

*Патриотизм - любовь к родине, когда человек, несмотря ни на что, способен совершить подвиг на благо Родине своей.

*Патриотизм - это любовь всего народа к Родине, и не просто любить надо, но и какой-то вклад вносить.

* Патриот - это человек, который любит свою страну, имеет представление о происходящем в ней, желающий и совершающий действия на ее благо. Для него родина - не просто земля, на которой он живет, но и его окружение - семья, близкие. Защита ее для него - это прежде всего защита близких. Этот человек имеет представление о национальной идее.

*Патриот - это такой человек, который свято верит в свою Родину и никогда ее не предаст.

*Патриот - это человек, который любит свой родной язык и уважает традиции страны.

*Патриот - это человек, любящий свою родину, и человек, который болеет за национальную сборную России по футболу.

*Я считаю себя патриотом, потому что я живу на своей Родине. Я люблю свою Родину, если бы я не жила здесь, я бы очень скучала. Я патриот, потому что готов защищать свою родину.

*Если я стану офицером РФ, я постараюсь быть патриотом своей страны, несмотря ни на что. Я считаю себя патриотом, потому что я люблю свою Родину, верю в свою страну, считаю ее лучше других, люблю народ, который живет в нашей стране.

 

Как видим, наша работа по патриотическому воспитанию дает некоторые результаты. И хотя пока это только слова, мы надеемся, что, повзрослев, наши выпускники будут истинными патриотами своей Родины.

Школа способствует формированию патриота, гражданина и хочется, чтобы наши труды не пропали даром. И семена любви к Родине, посеянные школой, проросли и принесли хорошие плоды.