Главная » Статьи » Материалы учителей » Кузнецова Л.Н., учитель русского языка и литературы

Игра по литературе "Наш великий Ломоносов"
Урок-игра по литературе в 5 классе на тему "Наш великий Ломоносов" 

Учитель русского языка и литературы: Кузнецова Лариса Николаевна 

Задачи данной игры: обобщить знания детей о жизни, научной деятельности Ломоносова М.В. Способствовать развитию познавательных способностей, желания учиться, заниматься исследовательской деятельностью. Воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине. 

Цель: пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю. обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове. дать возможность детям проявить свои умственные способности. 

Оборудование: портрет Ломоносова, доски магнитные, магниты, секундомер, колокольчик или бубен, магнитофон, музыкальные кассеты, карточки со звёздами. 

Оформление: название игры, материал для заданий. 

Награждение: дипломы, призы. 

Домашнее задание: приветствие команды, стихи о Ломоносове. 

Подготовка учащихся к уроку: К уроку игре дети читают книги о Ломоносове. Пишут сочинения "За что я люблю свой край”. Выполняют иллюстрации. Правила игры: Класс разбит на 2 команды. В каждой команде есть свой капитан. На доске указаны названия "станций”. Напротив каждой "станции” карточки со звёздами (1, 2, 3, 4, 5,). Количество звёзд зависит от сложности вопроса. Команда, ответившая на вопрос, получает карточку со звёздами. По количеству звёзд определяется победитель игры, который награждается. Звучит спокойная музыка. На фоне музыки ведущий-учитель читает слова о Ломоносове. 

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца. В. Г. Белинский "Литературные мечтания”, 1834 г. Начинаем интеллектуальную игру "Наш великий Ломоносов”. Представляем участников нашей игры. Это команды ………. 

Приветствие команд 

Ведущий: Каждая команда, посовещавшись, выбирает дорожку и вопрос на определённое количество звёзд на ней. На обдумывания вопроса даётся 30 секунд. Правильно ответив на вопрос, команда получает звёзды. В случае, если у команды нет правильного ответа, даётся время на обсуждение другой команде, но уже 10 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда даёт неправильный ответ, счёт остаётся прежним. тогда на следующем этапе будет разыгрываться дополнительная звезда. Разыгрывается очерёдность команд для выбора заданий.

 I этап. ДЕТСТВО 1 звезда. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет 2 звезды. Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет 3 звезды. Кто был первым учителем Ломоносова? Иван Шубный 4 звезды. Кто посоветовал Ломоносову учиться в Москве? Иван Каргопольский 5 звезд. В мешке 2 книги, завернутые в бумагу. Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал "вратами своей учёности”? "Грамматика” Мелентия Смотрицкого и "Арифметика” Леонтия Магницкого.

 II этап. ПУТЬ В НАУКУ 1 звезда. В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в "низший класс”, потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для "воинского дела”, и для "строения”, и для "врачевского искусства”. В народе эту академию звали попросту….. Как называлась школа в которой учился Ломоносов? "Спасскими школами” 2 звезды. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех: - Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться! - Дядь, достань воробушка! Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры. Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет 3 звезды.

 "Своя игра”. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи. За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?, За 5 лет 4 звезды. Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек "в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва! Где находилась эта Академия? В Санкт-Петербурге 5 звезд. В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно "Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить…. В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? В Германию; изучить горное дело и металлургию.

 III этап. ЛОМОНОСОВ-УЧЁНЫЙ 1 звезда. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? Ночезрительную трубу. 2 звезда. "Своя игра”. Назови учебное пособие, которое в наши дни является ценным источником для изучения русского литературного языка 18 века? "Российская грамматика” 3 звезды. "Кот в мешке”. В мешке лежит книга А. С. Пушкина. - Как имя Пушкина связано с Ломоносовым? А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом" в своей статье "Путешествие из Москвы в Петербург". 4 звезды. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? Атомов и молекул. 5 звёзд. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? Открытие атмосферы на Венере.
Категория: Кузнецова Л.Н., учитель русского языка и литературы | Добавил: Админ (17.10.13)
Просмотров: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]