Главная » Статьи » Материалы учителей » Мокрушина Л.Н., учитель химии и биологии

Использование современных образовательных технологий в предпрофильной подготовке на уроках предметах естественно – научного цикла
1. Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Важность ее решения выступает как особый инструмент в развитии способностей школьников, формировании опыта деятельности, подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к успешной и творческой профессиональной деятельности. Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. Следовательно, содержанием активного самоопределения как процесса выступают взаимосвязанные процессы самопознания, самооценивания и саморазвития. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности. В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника является его личный профессиональный жизненный план Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» («я сама») выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового. В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Она представляет собой ряд направлений, среди которых важно выделить следующие: 
· ориентирование учащихся в мире профессий. 
· консультирование по соответствующим вопросам; 
· адаптация человека к профессии. 
Для практической реализации этих направлений используются различные формы, методы и приемы процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования. Естественные науки, охватывают всю систему «природная среда - общество - человек», позволяет комплексно рассматривать среду обитания человека, в связи с чем выступают как особый инструмент в формировании практических умений и навыков, основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности учащихся. Связь обучения с жизнью — один из важнейших принципов предпрофильной подготовки. Особенно важна связь с текущими событиями на уроках и во внеклассной работе. Школьный курс биологии и химии всем своим содержанием обеспечивает связь обучения с жизнью. В процессе изучения биологии и химии имеется возможность дать учащимся представление о различных профессиях, специальностях, то есть осуществить профессиональное просвещение. Чтобы у школьников не складывалось одностороннее представление только об увлекательной стороне той или иной профессии, следует раскрыть и сложности, трудности работы в данной области. Но самое главное - раскрытие ее значения, воспитание уважения ко всем видам труда, профессиям и специальностям. Нет престижных и непрестижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности - это люди, отлично знающие свое дело, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход. Для овладения любой профессией нужен широкий круг знаний, получаемый при изучении всех школьных дисциплин, велика здесь и роль естественных наук. В результате учащиеся знакомятся с различными профессиями - ботаник, зоолог (орнитолог, герпетолог, энтомолог и т. д.), врач, физиолог, генетик, цитолог, фармацевт, эпидемиолог, дизинфекциолог, химик, агроном, пожарник, ювелир и др. На своих уроках учитель выявляет учащихся, интересующихся различными биологическими и химическими направлениями, углубляет их интерес, рекомендует их для участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях школьников различного уровня. Для ознакомления учащихся с содержанием и особенностями труда в различных профессиях имеют знания самого учителя о различных профессиях. Хорошие возможности для профессионального самоопределения учащихся дают элективные курсы, на которых учащиеся более глубоко изучают различные вопросы. На эти занятия могут быть приглашены специалисты, работающие в соответствующих отраслях. Естественные науки, как и любые другие науки, ставят своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Естественные науки является базовыми, так как готовят учащихся к самообразованию, саморазвитию и самовыражению, обеспечивают в единстве не только обучение и воспитание, но и формирование таких важных качеств личности, как интеллектуальная и социальная активность, трудолюбие, владение нравственными нормами поведения и общения, умение ориентироваться в природной и социальной среде. Одна из важнейших целей работы учителя состоит в оказании помощи ученикам в определении своих жизненных планов, в создании условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения. Данная цель достигается через личностно-ориентированный подход к ученику. Главная цель такого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя в этом контексте — воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. В преподавании так же следует придерживаться теорий развивающего и проблемного обучения, соединять проблемы биологии и химии с другими науками естественного цикла, применять знания, умения и навыки, полученные на других уроках для формирования профессиональной мотивации школьника (смоделировать решение задачи, составить конспект, таблицу, тезисный план; подготовить сообщение). В ходе преподавания предмета не лишнем будет использование современных компьютерных технологий. Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, профессиональной мотивации учителю следует включать учеников в общественно-значимую практическую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, исследовательская работа, профессиональные пробы, работа на пришкольном участке, выступления перед учениками, родителями на научно- практических конференциях и т.п.). Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У школьника формируется целостная картина мира, природы, которая помогает ему делать правильный осознанный выбор своего дальнейшего пути. Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии и химии — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии и химии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками. Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с предметом; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты, способствует развитию интереса в области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. В кабинетах можно оформить стенды с информацией о различных профессиях и их связях с естественными науками. Консультации о профессиях можно проводить и на уроках, и во внеурочное время, как правило, в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися, экскурсий и т.п. Такая работа позволяет учителю планомерно и органично связывать профессиональную пропаганду с содержанием учебного предмета. К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся профинформационный урок; экскурсии; встречи со специалистами; тематические, литературно-художественные вечера; профориентационные беседы; диспуты, конференции; конкурсы, олимпиады, предметные недели; биологические кружки, факультативы; школьные трудовые объединения. 2. Метод проектов - это один из видов современных педагогических технологий. Проект либо ограниченно вписывается в учебный процесс, либо выполняется во внеурочное время. Метод, доминирующий в проекте имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы и следования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. 
Проекты бывают: 
1. Исследовательские 
2. Творческие 
3. Информационные 
4. Практико – ориентированные 

По продолжительности проведения проект может быть 
1. Краткосрочным (разработан на нескольких уроках) 
2. Среднесрочным (от недели до месяца) 
3. Долгосрочным (от одного до нескольких месяцев) 

На уроках химии и биологии доминирующим является исследовательский проект, по продолжительности средне или долгосрочный. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. 
Работу над проектом мы организуем в шесть этапов: 
1. Подготовка; 
2. Планирование; 
3. Исследование (в том числе и теоретическое); 
4. Результаты и (или) выводы; 
5. Представление или отчет; 
6. Оценка результатов. 

Роль учителя в создании проекта: при работе над проектом учитель помогает учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сам является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом. Роль ученика в создании проекта: ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность. Проекты для наших уроков стали традиционными. Если сравнивать проектную деятельность обучающихся по химии и биологии можно увидеть, что обучающиеся стремятся повысить свой умственный и творческий потенциал. Так в 2009 учебном году учениками 11 класса для школьной научно – практической конференции были выбраны темы исследования «Искусственная пища» и «Пищевые добавки», которые впоследствии для городской научно – практической конференции были объединены в один исследовательский проект «Искусственная пища», где работа получила призовое 3 место. В 2010 учебном году ученицами 9 класса была выбрана тема исследования «Ароматы химии». С этой работой ученицы выступили на школьной, где получили 1 место, а затем и на городской научно – практической конференции, где получили сертификат участника. В 2011 учебном году ученицей 9 класса был выбран исследовательский проект «Цианиды в косточках фруктов». С этим исследовательским проектом она выступила на школьной, городской (1место), региональной в г. Новокузнецке (2 место) и областной научно – практической конференции. По биологии, обучающиеся так же принимали участие в разработке исследовательских проектов. Так в 2009 учебном году учениками 11 класса была выбрана тема исследования «исследование упаковочных материалов магазинов г. Калтана», где на школьной научно – практической конференции получила 1 место, а на городской получила сертификат участника. В 2010 учебном году учениками 7 класса подготовлен исследовательский проект «Качество городской среды на примере г. Калтана». С этим исследовательским проектом обучающиеся выступили на школьной, а затем и на городской научно - практической конференции, где получили 1 и 2 место соответственно. В 2011 учебном году ученицами 8 класса была выбрана тема исследования «Физиология стресса», с которой они успешно выступили на школьной научно-практической конференции, и приняли участие в городской научно-практической конференции. Здесь мы говорили о долгосрочных проектах, которые выполнялись в течение нескольких месяцев. На уроках химии и биологии выполняются и краткосрочные и среднесрочные проекты. Темы исследования: «Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами и меры профилактики» и «Изучение природы кислорода, углекислого газа и гемоглобина как составляющих, обеспечивающих функцию внешнего дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки». 

Заключение 

Таким образом, в работе учителя биологии и химии можно выделить следующие направления: 
· профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями; 
· профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии; 
· профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности; 
· профессиональная диагностика школьника – изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов; 
· педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям. 

Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: "путешествие”, "суд”, игра, "круглый стол”, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия. 
Для разработки уроков направленных на формирование профессиональной мотивации необходимо сделать следующее: 
· определить в программном материале темы, в изложении которых целесообразно включить профориентационный материал; 
· выявить идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности; 
· определить формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; способы включения в учебный процесс специально подготовленной информации, обеспечивающей ознакомление учащихся с отдельными функциями профессионального труда и условиями профессиональной деятельности; 
· изучить литературу об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету; 
· изучить новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности; 
· углубить знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения. 
Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6-8 и 9-11 классах 
1. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6- 8 классах: 
· В теме "Общее знакомство с цветковыми растениями” (6 класс), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: подобрать названия лекарственных растений, используемых в медицине; определить орган, часть этого растения, которая оказывает лекарственное действие, и описать основные способы его применения. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. 
· На уроке по теме "Основные экологические факторы и их влияние на растения” (6 класс) целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля. Можно предложить школьникам попробовать себя в роли лаборантов-экологов, провести лабораторный анализ, воды, воздуха или почвы. 
· При изучении темы "Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 класс) можно провести конференцию по теме "Мы и братья наши меньшие”, действующими лицами которой будут специалисты - экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели. Между учащимися распределяются роли, ориентированные на профессию. Цель конференции – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности. Таким образом, работая в поле, в саду, на пришкольном участке или с микроскопом в классе, школьник приучается к труду, любви к земле, природе, ко всему живому. У него возникает интерес исследователя, а так же формируется профессиональный интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, в том числе экологическим. 
· На уроках, посвященных изучению насекомых можно познакомить учащихся со специальностями, направленными на борьбу с насекомыми-вредителями, насекомыми-переносчиками возбудителями болезней человека (7 класс). Данные занятия можно провести в форме конференции или ролевой игры, где школьникам будет предложено знакомство со следующими профессиями – эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник и др. 
· Заключительный урок по теме "Земноводные” (7 класс) можно провести в форме игры, где примут участие ученики в роли ученых биологов, журналистов, фотокорреспондентов, телеведущих, экологов. Ученые биологи принимают участие в пресс-конференции "Мир земноводных”, специальные корреспонденты готовят репортаж с выставки "Лягушкины рекорды”. Экологи проводят акцию "Не поднимай камень” по охране земноводных, фотокорреспонденты представляют фотовыставку "Амфибии”. 
· При изучении сезонных явлений в жизни птиц (7 класс) можно организовать пресс-конференцию, в ходе которой школьники, выступающие в роли журналистов, задают вопросы орнитологам, ученым-биологам, экологам. 
· Заключительный урок по теме "Питание и здоровье” (8 класс) желательно провести в форме конференции "Особенности рационального и здорового питания” (данную конференцию можно провести также и с учащимися 10 класса). Участниками конференции являются биохимики, врачи, диетологи, историки, химики. Во время конференции обсуждается проблема, возникновения болезней в результате не правильного питания, в итоги участники приходят к выводу, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. 
· Урок по теме "Осанка. Предупреждение плоскостопия” (8 класс) знакомит учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки и развития плоскостопия. В ходе практической работы каждый ученик может выступить в роли исследователя и специалиста по лечебной физкультуре. 
· При изучении темы "Внутренняя среда организма” (8 класс) школьники знакомятся с формами борьбы организма с инфекциями, с наукой иммунологией, с ролью вакцин в профилактике болезней и т.п. На этих уроках можно рассказать учащимся о медицинских профессиях, ориентированных на борьбу с инфекционными заболеваниями. 
· На уроках посвященных оказанию первой медицинской помощи (8 класс) при растяжениях, вывихах, переломах; при кровотечениях; при тепловых и солнечных ударах, школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи, приемы реанимации и изучают правила ухода за пострадавшими, которые будут им необходимы в экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях. 
· При изучении темы "Кожа” (8 класс) учащиеся знакомятся с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи. На данных уроках школьникам может быть предложено выступить в роли косметологов, визажистов, аллергологов, модельеров, кож-венерологов и др. 
· В процессе изучения темы "Поведение и психика” (8 класс) школьники могут провести лабораторные, практические и тестовые работы по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие); изучить свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования; выявить свою работоспособность, причины утомляемости и активизации; исследовать пути становления личности, вида темперамента, особенности характера. В результате проведенных работ школьники могут определить свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы. На заключительном занятии по теме "Кем быть?” определяется социальная и биологическая зрелость учащихся, проводится профдиагностика и профконсультирование. Для желающих более подробно изучить себя и свои способности предлагается посещать занятия соответствующих элективных курсов в 9-11 классах. 

2. Программный материал в изложении, которого развивается профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 9-11 классах. 
· При обобщении и систематизации знаний по теме "Основные закономерности наследственности” (9,11 классы) может быть проведен урок с комплексным применением знаний и элементами игры "Генетики бесценные дары”. Школьникам предлагаются проблемные задания по хромосомной теории наследственности, обсуждаются проблемы генома человека и причины необходимости работ по программе "Геном человека”. 
· Урок по теме "Возникновение жизни на Земле” (9, 11 классы) может быть проведен в виде теледебатов, на которых присутствуют историки, ученые, журналисты, археологи, химики и все те, кого интересуют теории о происхождении жизни на Земле. Дебаты проходят между двумя лагерями: скептики и оптимисты.
 · В рамках изучения темы "Возникновение и развитие жизни на Земле” старшеклассникам можно предложить разработать учебный проект "Лента времени”. Содержание учебного проекта направлено на активизацию познавательного интереса, интеллектуальных и исследовательских умений и навыков, поиск наиболее эффективных способов анализа общего хода развития жизни на Земле, создание представления о "ленте времени”. 
· При изучении темы "Антропогенез” (11 класс) может быть организован урок-спектакль "Как появился человек?”. Этот урок производит на учащихся огромное эмоциональное впечатление и создаёт у них ощущение непосредственного участия в историческом процессе развития науки. Во время спектакля формируются убеждения в познаваемости мира и уверенность в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи. Старшеклассники знакомятся с биографическими данными выдающихся учёных. В ходе обсуждения спектакля ученики раскрывают значение научных представлений о происхождении человека и сопоставляют идеалистический и материалистический взгляд на проблему.
 · При закреплении учебного материала по теме "Экология” (11 класс) может быть проведен интегрированный урок по теме "Экологические проблемы мира” в форме деловой игры — "заседания ученого совета”, на которой обсуждается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Ученики определяют пути решения экологических проблем. Через игровую форму формируется экологическая позиция школьников. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения химии в 8-9 классах 1. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения химии в 8 классе 
· В теме «Превращение веществ. Роль химии в жизни человека» говорим о превращениях веществ, что из одних веществ в результате химических реакций могут получаться другие вещества, так из руд в металлургической промышленности получают металлы. Рождаются тысячи и десятки тысяч веществ и материалов в природе неизвестных, в первую очередь полимерных. Недаром наше время называют веком полимеров. Из пластмассы изготавливают не только детские игрушки, но и настоящие детали и конструкции. Кроме полимеров, к которым относятся и синтетические волокна, химия создаёт моющие средства, минеральные удобрения, средства защиты растений от вредителей, одежду, обувь, продукты питания, технику, транспорт и многое другое. 
· На уроках, посвящённых изучению средств защиты растений от насекомых-вредителей, насекомыми – переносчиками возбудителями болезней человека, изучению минеральных удобрений, можно познакомить обучающихся со следующими специальностями, направленными на борьбу с этими насекомыми и работниками сельского хозяйства. Данные занятия можно провести в форме конференции или ролевой игры, где обучающимся будет предложено знакомство со следующими профессиями – эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник. 
· В теме «Физические явления в химии» познакомить обучающихся через урок «Переработка нефти» в форме рефератов с профессиями нефтеперерабатывающей промышленности, таких как: инженер по буровым эксплуатационным работам, мастер по добыче нефти, газа и конденсата, бурильщики эксплуатационного бурения скважин на нефть и газ, машинисты буровых установок на нефть и газ, операторы по исследованию скважин, операторы по добыче нефти и газа, операторы пульта управления по добыче нефти и газа и т.д. 
· В теме «Основные сведения о строении атома» обучающимся даётся понятие о радиоактивности, о трёх видах радиоактивных лучей, о веществах, встречающихся в природе, которые эти лучи испускают, понятия о протонах, нейтронах и электронах. На этих уроках школьников можно познакомить с профессией физика, физика-ядерщика. 2. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения химии в 9 классе
 · При изучении тем «Физические свойства металлов», «Сплавы», «Химические свойства металлов» обучающихся можно познакомить с работниками металлургических производств. Основными профессиями доменного производства являются мастер-плавильщик и горновой. Труд мастера-плавильщика очень ответственный. Чтобы получить чугун высокого качества, надо не только понимать, что происходит внутри доменной печи, но и уметь управлять этим процессом. Горновой доменной печи обеспечивает своевременный выпуск чугуна и шлака из печи через чугунную и шлаковую летки. Работа горновых требует знаний технологии. От их работы во многом зависит работа доменной печи. В производстве стали ведущей является профессия сталевара. Процессы, происходящие при производстве стали, протекают в закрытых печах. Об этих процессах сталевар может судить по внешним признакам проб металла, тончайшим оттенкам цвета, яркости, текучести и т.д. С этими профессиями обучающихся можно познакомить через театрализованный урок «Москву прославили металлы». Театрализованный урок – одна из форм обобщения и закрепления знаний. Или урок-конференция «Работники металлургических производств», действующими лицами которого будут мастер-плавильщик, горновой, сталевар, журналисты, экологи, директор производства. Цель конференции – сформировать знания у обучающихся о работниках металлургических производств, а так же влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. 
· После изучения темы «Аммиак» провести пресс-конференцию, в ходе которой школьники, выступающие в роли журналистов, задают вопросы работникам аммиачного производства. Основными профессиями работников аммиачного производства являются: оператор, компрессорщик, аппаратчик, катализаторщик, лаборант. Так как на аммиачном производстве основные технологические функции выполняют автоматически действующие контрольно-измерительные приборы, то профессия оператора особенна важна.
 · При изучении темы «Углерод», «Соединения углерода» обучающихся знакомят с такими профессиями, как ювелир, работниками фармацевтических производств, работниками химической промышленности по производству резины, работников пищевой промышленности, например работниками по производству безалкогольных и алкогольных шипучих напитков, а так же с профессией пожарника. Заключительный урок можно провести в форме викторины. Таким образом, было установлено, что уроки химии обладают большими и разнообразными возможностями для формирования профессиональной мотивации обучающихся.
Категория: Мокрушина Л.Н., учитель химии и биологии | Добавил: Админ (17.10.13)
Просмотров: 1486 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]