Главная » Статьи » Материалы учителей » Мокрушина Л.Н., учитель химии и биологии

Химия в военные годы
Цели:
 
Обучающие: Систематизирование знаний обучающихся о химических веществах, используемых в военные годы; разъяснение обучающимся о трудностях работы химической промышленности в военные годы; реализация межпредметных связей химии и литературы.
Развивающие: развитие у обучающихся интерес к предмету; развитие логического мышления обучающихся; развитие зрительной памяти и наблюдательности.
 Воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание у школьников любви к родной стране, чувства гордости за победителей войны.
 
Тип урока: Урок обобщения знаний средствами литературы, с элементами ролевой игры.
Форма проведения урока: урок - беседа.
Дидактические средства и оборудования: 1) Противогаз; 2) Ватно-марлевая повязка; 3) Модель баллона с аммиаком; 4) Модель баллона с хлором; 5) Конвертор по синтезу аммиака; 6) Стаканы; 7) Раствор соды и борной кислоты; Образцы металлов: никель, алюминий, олово; 9) Образцы каучуков; 10) Изображение "бомбы-ласточки"; 11) Географическая карта России.
 
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Представление целей и плана урока.
Учитель Сегодня у нас состоится необычный урок, посвященный развитию химии и в военные годы. Успехи химической промышленности во многом определялись деятельностью научно-исследовательских учреждений того времени. Ведущая роль принадлежала химическим институтам АН СССР. В системе химической промышленности насчитывалось 30 научно-исследовательских институтов. К началу войны химическая промышленность располагала высокоразвитой научно-технической базой, способной в кратчайший срок решать задачи, связанные с требованиями обороны нашей страны, и обеспечить нашу армию необходимой продукцией. В предвоенные годы в Красной Армии были организованы подразделения и части, предназначенные для проведения мероприятий противохимической защиты войск и тыла. Химическая служба Красной Армии была создана еще летом 1918 года. Ее развитие определялось экономическими возможностями государства и военно-теоретическими взглядами тех времен. Существовала определенная угроза применения химического оружия против нашей страны со стороны вероятного противника. В этих условиях особое внимание обращалось на подразделения. Предназначенные для организации и проведения мероприятий противохимической защиты войск и тыла. Были созданы специальные машины для ликвидации последствий нападения противника, в том числе для дегазации местности, оружия, боевой техники, обмундирования и снаряжения. Большие успехи были достигнуты в разработке индивидуальных средств защиты военнослужащих и гражданского населения. Противогазы, средства защиты кожи, индивидуальные противохимические пакеты, разработанные военными химиками, обеспечивали надежную защиту от химического оружия того времени. Были созданы изолирующие противогазы, защитные костюмы, в войска поступили комплекты оборудования и фильтровентиляционные установки для коллективных укрытий, фильтры для очистки воды, комплекты защитных средств животных. Химические войска готовились к выполнению задач по применению минометно-зажигательных средств и нейтральных дымов. Большую роль в создании индивидуальных средств защиты сыграли работы И.В.Петрянова-Соколова и М.М.Дубинина. И.В.Петрянов-Соколов предложил новый метод получения и разработал технологию производства сверхэффективных тонковолокнистых фильтрующих материалов (фильтры Петрянова). Эти материалы широко применяли в средствах индивидуальной защиты органов дыхания от аэрозолей. В годы великой Отечественной войны И.В. Петрянов-Соколов возглавил работы по созданию средств защиты от бактериальных аэрозолей. М.М Дубинин исследовал адсорбцию твердыми телами газов, паров и растворов. Он разработал метод получения высокоэффективных препаратов активированного угля. Параллельно с оборонными военные-химики решали и гражданские проблемы: был создан ряд лечебных препаратов для терапии поражений, возникающих при воздействии отравляющих веществ; проведено исследование защитных свойств различных материалов и созданы средства защиты для работы с агрессивными веществами на производстве; разрабатывались методы и оборудования для обезвреживания токсичных отходов; созданы медицинские препараты и технологии их промышленного производства (противомалярийные препараты акрихин и плазмохин, витамин В1 и др.); велось проектирование и строительство комплекса для получения фенола и ацетона; производили новые красители для кинофотоматериалов и многое другое. В начале войны химическая индустрия понесла огромные потери, поскольку основные ее предприятия находились в южных и западных районах страны, оказавшихся в центре боевых действий или в оккупации.
 
Учитель: На службу войне, ребята, были поставлены различные металлы. В первой половине XIX века никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался, поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С.Гагарин в произведении "Три лица Януса" о роли никеля в Отечественной войне.
 
Ученик 1 На подводной лодке "Валькирия", исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады. Никель незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах второй мировой войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы.
 
Учитель В декабре 1944 года на окраине небольшого польского городка органами советской контрразведки была задержана подозрительная женщина, которая "терла" у колонны машин с боеприпасами "автоматические ручки". При проверке было установлено, что это диверсионное зажигательное средство со сложным воспламенителем, с корпусом из сплава, имеющего в основе алюминий. Из этого сплава изготавливали и корпуса зажигательных бомб. Алюминиевые соли органических кислот составляют основу "напалма", применявшегося американскими войсками в войне с Южным Вьетнамом, португальскими колонизаторами в Анголе. Так алюминий был поставлен на службу войне.
 
Ученик 2 В книге А. Валентинова "Металла огненный поток" есть такой занимательный рассказ. "В один из морозных зимних дней царила паника. Складской сторож, отставной солдат, доживающий свой век "при должности", обалдело привалился к штабелю ящиков и тупо глядел перед собой пустыми глазами. Даже его холеные бакенбарды и те обвисли, вытянулись грустными сосульками и сильно смахивали на банную мочалку, небрежно приклеенную к помертвевшему лицу. Неподалеку пять или шесть чиновников военного ведомства столпились вокруг открытых ящиков и, забыв про респектабельность, возбужденно размахивали руками. Да и было от чего прийти в волнение: на складе пропали…пуговицы. Да, да, блестящие оловянные солдатские пуговицы таинственным образом исчезли из ящиков. Мало того, что государству нанесен убыток, поскольку олово стоит немало, но сам факт случившегося внушал тревогу: сегодня злоумышленник похитил пуговицы, а завтра, глядишь, и оружие заберет. А этот злоумышленник оказался очень уж нахальным. Мало того, что выгреб все пуговицы, он еще, словно в насмешку, насыпал в ящики какой-то серый порошок. Нет, это был явно опасный тип. А олух-сторож имеет наглость уверять, что караулил исправно и не допускал к дверям склада никого из посторонних. И как теперь докладывать генералу, начальнику департамента, который потребует немедленно изловить похитителя? История не донесла до нас, как вышли чиновники из этого положения, и какое наказание понес сторож. Случай с пуговицами наделал много шума, но постепенно о нем забыли. И вспомнили только почти через сто лет, когда весь мир был потрясен трагической гибелью экспедиции англичанина Роберта Скотта. Когда причины гибели экспедиции Скотта стали известны, вспомнили и историю с пуговицами". Дело в том, что при низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, "заболевает". Название этой болезни - оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе.
 
 Учитель Металлы олово и медь образуют сплав - бронзу. Из бронзы во всем мире изготовляют памятники воинам. В Трептов-парке в Берлине у памятника воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашистской Германии, отлиты пять огромных (до пяти метров в диаметре) бронзовых венков, лежащих на братских могилах. Для ведения войн были необходимы не только железо, никель, алюминий, но и много других металлов. Итак, ребята, вы убедились, что металлы имели и имеют большое значение для человека. Но наряду с этим использование металлов в авиации во многом зависело от нахождения способов защиты их от коррозии. Член корреспондент АН СССР Г.В.Акимов с группой сотрудников разработал новые устойчивые против коррозии пленки для применения в авиационной промышленности, в производстве боеприпасов и вооружений. В условиях боевых действий возникла насущная необходимость создания тривиальных растворов для оружия от ржавчины. Разработанный С.А. Балезиным промышленный ингибитор кислотной коррозии У-2-уникол-позволил вернуть в строй более 5 млн. предметов вооружения. Крупным достижением советских ученых было получение в годы войны ценных синтетических полимерных материалов из недефицитного сырья. Так, в Институте органической химии был разработан метод получения синтетического каучука из не пищевых продуктов. В блокадном Ленинграде член-корреспондент АН СССР П.П. Кобеко для замены импортного полиэтилена в механизме системы автоматического наведения зенитных батарей предложил использовать полимер эскапо, получаемый в его лаборатории из натрий-дивинилового каучука. По заданию Наркомата авиационной промышленности В.К.Матвеев и В.В.Голубев разработали синтетические смолы для получения высококачественных лаков и эмалей, использовавшихся для покрытия самолетов. И.Н. Назаров создал карбинольный клей, получивший распространение в Красной Армии взамен механических видов крепления для упрочнения и ускорения изготовления предметов вооружений, боевых механизмов, боеприпасов, для восстановления деталей автомашин, танков, военно-морских кораблей. металлами немаловажную роль в жизни человека играют и неметаллы, например хлор, сера, фосфор, углерод. В первую мировую войну 22 апреля 1915 года хлор применили как оружие массового уничтожения на западном фронте недалеко от бельгийского города Ипра против англо-французских войск. Вскоре для той же цели был применен другой удушающий газ - фосген - соединение хлора с оксидом углерода. В1917 году массовое применение нашел иприт, который тоже содержал хлор. К концу войны было разработано более 50 различных боевых отравляющих веществ, 95 % которых были производными хлора. Для того, чтобы спасти жизнь и здоровье человеку, необходимо использовать ватно-марлевую повязку, смоченную в растворе соды (происходит реакция нейтрализации) - демонстрация ученикам данной операции. Для этого два ученика всему классу демонстрируют использование ватно- марлевой повязки: один ученик показывает классу баллон с имитированным хлором. Второй ученик смачивает ватно-марлевую повязку в растворе соды. При этом действия сопровождаются комментариями. Затем один из учеников демонстрирует уравнение.
 
Учитель Академик Н. Д, Зелинский, выдающийся химик, изобрел противогаз, действующий по принципу адсорбции. Это произошло в 1915 г. Использование угольного противогаза целиком освобождало вдыхаемый воздух от ядовитых примесей (демонстрация противогаза, древесного угля)
 
Ученик 3 Древесный уголь - твердый, пористый, высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины. Пиролиз - это получение древесного угля. При этом древесину нагревают без доступа воздуха. В результате ее разложения образуется уголь, горючий газ, в состав которого входят метан и другие продукты. Применяется в производстве кристаллического кремния, сероуглерода, активного угля, а также как топливо в быту. Древесный уголь при обычных условиях поглощает различные газы и растворенные вещества.
 
Учитель В настоящее время древесный уголь, сохранивший в былых войнах миллионы людей от ужасных мучений и смерти, в знак благодарности демонстрируется на музейных стендах. Демонстрация порошка серы и фосфора, как производных отравляющих веществ. Во время второй мировой войны немцы применили против англичан "бомбы-ласточки" для поджигания хлебов на корню, сельских построек, лесов. Такие же бесшумные диверсионные устройства сбрасывались на мирные города и села Кореи, Индонезии, Кубы. Вся бомба представляет собой целлулоидную пластинку размером 10х15 см2, в центре которой укреплена таблетка белого фосфора, покрытая мокрой ватой. Хранят и перевозят их в банках с водой. Во время падения вода испаряется, и "бомба" загорается. Горение продолжается около одной минуты. Раствор белого фосфора в сероуглероде и скипидаре применяется в огнеметах. На вооружении американской армии имеются фосфорные снаряды, содержащие до 7 кг белого фосфора, и дымовые мины с таким же зарядом. Во время второй мировой войны использовались зажигательные бутылки (раствор белого фосфора в сероуглероде). Подобные бутылки использовались в Анголе и Южном Вьетнаме.
 
Сейчас я представлю Вам отрывки воспоминаний Исаака Борисовича Котляра (1920-2000). Вся жизнь того человека была связана с г.Дзержинском, его Большой химией. "О существовании г.Дзержинска Горьковской обл. я впервые узнал в середине августа 1941 г. В день войны, 22 июня,, мы, группа студентов Киевского политехнического института, заканчивали преддипломную практику на одном из химических заводов Донбасса. 13 августа нас собрали и зачитали приказ наркома химической промышленности о немедленной отправке студентов 5-го курса в город Дзержинск Горьковской области. Здесь существовали два химических завода: пороховой и Чернореченский химический завод, сооруженный вблизи речки Черной. Если название "пороховой" говорит само за себя, то название ЧХЗ ни о чем не говорит. Было лишь известно, что там выпускают азотную и серную кислоты. Всем известно, что все виды взрывчатых веществ, как-то: динамит, нитроцеллюлоза, нитробензол, тринитротолуол - получают при реагировании соответствующих органических веществ со смесью крепких азотной и серной кислот. Можно было догадаться, что ЧХЗ построен именно для снабжения порохового завода этими кислотами. Получается, что уже в своем зародыше будущий город содержал "гены" военно-химического арсенала. … Я был направлен аппаратчиком в цех №3. Как мы вскоре узнали это, был самый важный и самый опасный цех завода. Здесь производили иприт, который в разговоре именовался просто "продукт". Незаметно подкралась суровая и трудная зима 1941/1942 года. Добираться на работу было непросто. Нередко приходилось шагать на работу по шпалам трамвайного пути. Чередуя недели работы с неделями лечения в больнице, мы прожили самый тяжелый год. Зимой нас переселили в гостиницу заводского поселка Аварийный, жизнь в котором могла бы показаться райской, если не брать в расчет воздух поселка, насыщенный ядовитыми парами и газами, выбрасываемыми цехами завода. Люди постоянно болели. В то время, по молодости, мы не очень унывали и не придавали значения написанному в производственной инструкции предостережению, что иприт обладает кумулятивным действием. Это мы осознали намного позже, когда бывшие работники, так называемых спеццехов начали умирать еще молодыми. Больше всего доставалось руководителям цехов: у них рабочий день был не нормирован. Они чаще других заболевали и менялись, как в калейдоскопе. …В начале лета 1942 года, в промежутках между болезнью, в выходные дни, которых у нас было много из-за особой вредности производства, мы часто выбирались "на природу" и ближе узнали город и его окрестности. Там можно было подышать настоящим чистым воздухом. Но купаться в Оке было некому: люди работали по 12 часов в смену и едва успевали отоспаться. Двигаясь из центра города на восток мимо Силикатного завода, еще можно было увидеть "живую речку Черную, текущую из чахлого леса. Во время половодья она разливалась и иногда затопляла часть трамвайной линии и железной дороги. Приближаясь к остановке "Калининская" можно было "полюбоваться" многочисленными заводскими трубами ЧХЗ, извергавшими густой дым всех цветов и оттенков. Особенно неприятны были "лисьи хвосты" окислов азота, часто окутывавшие город едким туманом. Нередко попахивало фосгеном- "прелым сеном". Далее тянулась восточная группа новых заводов, которые источали не менее "приятные" и "полезные ароматы. Растительности вблизи этих заводов уже не было никакой. …Производство иприта, куда нас направили, было довольно примитивным, без современных технических средств защиты. Воздух в цехе был насыщен парами иприта: частые проливы убирали с помощью древесных опилок, а пол затем дегазировали хлорной известью. Ни противогаз, ни резиновый комбинезон, ни сапоги и перчатки не спасали от поражений кожи, слизистой глаз и дыхательных путей. Поэтому каждая смена имела двойной состав. Одни работали, а другие лечились в больнице или в профилактории. Людей постоянно не хватало, людские потери пополнялись жителями окрестных деревень, рабочими и инженерами соседних и эвакуированных прифронтовых заводов. Была даже большая группа отозванных из действующей армии. Острая нехватка инженерно-технических работников ускоряла "продвижение по службе". Уже через несколько месяцев мы, бывшие студенты, стали начальниками смен. Вскоре мы узнали, что на заводе производится и люизит. Назначение новых производств на Заводострое и соседних заводах было строго засекречено. Все эти секреты раскрылись для нас лишь после войны. Теперь многим известно, что заводы Дзержинска выпускали весь набор боевых отравляющих веществ, описанных в довоенных учебниках химии: хлор, фосген, синильную кислоту, иприт, люизит, а также материалы военного назначения - органическое стекло для остекления самолетов, самовозгорающуюся жидкость, угольные фильтры для противогазов и многое другое. В настоящее время производство иприта и люизита запрещено, а то, что произведено полностью должно было уничтожено.
 
Учитель Итак, ребята, наш урок заканчивается, и я хочу отметить, что вы все сегодня замечательно поработали. Я говорю вам всем спасибо. Но мы забыли самое главное - поблагодарить ребят, которые подготовили для вас сегодняшнее занятие. Сегодняшний урок прошел в нетрадиционной форме, и нам хочется узнать, понравился ли он вам. Поэтому в заключении каждый из вас должен выразить свое отношение к сегодняшнему уроку. Для этого вам необходимо выбрать один цвет из тех карточек, которые у вас в руках и сдать их мне.
 
Домашнее задание: написать научно-фантастический рассказ с использованием прозвучавших на уроке терминов.

Категория: Мокрушина Л.Н., учитель химии и биологии | Добавил: Админ (17.10.13)
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]